Каковы основания для проведения у предпринимателей сотрудниками полиции гласного оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок»?


27 Март, 2020 - 09:49
Версия для печати

Практика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, показывает, что в органы прокуратуры поступают жалобы и обращения организаций и индивидуальных предпринимателей на действия сотрудников органов внутренних дел при проведении ими гласного оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок», которые оформляются в виде запросов за подписью соответствующих должностных лиц.

В этой связи, в целях защиты законных прав предпринимателей и юридических лиц, повышения их правовой грамотности, разъясняю, что в соответствии с п.1 ч.2 ст.7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий является ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с требованиями ст.15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия. Оперативно-розыскное мероприятие «наведение справок», предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», которое оформляется запросом должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии, с требованиями пп. 4, 5 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, а также о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В соответствии с п.33 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции», сотрудники полиции праве использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не могут служить основанием для приостановления проводимых мероприятий.

В случаях, если по Вашему мнению, порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий был нарушен, либо допущены иные нарушения требований законодательства в указанной сфере, необходимо в кратчайшие сроки информировать органы прокуратуры в виде обращений, жалоб, заявлений, каждое из которых будет принято и рассмотрено. Согласно действующего законодательства о прокуратуре Российской Федерации и об оперативно-розыскной деятельности, уполномоченный прокурор обладает полномочиями по проверке материалов оперативно-розыскной деятельности.

 

Заместитель прокурора Калининского района Д.О. Терешкин